Изобразительное искусство 

Пояснительная записка

 

Уровень: базовый и продвинутый.

Всего часов на изучение программы: 34 ч.

Количество часов в неделю: 1ч.

 

Рабочая программа составлена:

-В соответствие с базисным учебным планом (Приказ № 1312 МО РФ от 09.03.2004 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

 

Изобразительное искусство-4 класс

В рабочей программе реализуется модифицированная программа «Каждый народ - художник», Б. М. Неменский, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимально­му объему содержания образования по ИЗО и с учетом направленности классов, реализуется програм­ма следующих уровней: базисный  и продвинутый.

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных уроков, спроектиро­ваны цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено ниже.

.Программа  ориентирована  на использование:

учебника:

-  Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003;

дополнительных пособий для учителя:

-          Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд. - М.: Просвещение, 1998;

-          Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1998;

-          Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. - М.: Просвещение, 1965;

-          Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М: Агар, 1998;

-          Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5-8 классы. - М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

-          Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. -М.: Мозайский, 1999,

-          Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991,

-          Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

-          Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО «Изда­тельский и книготорговый центр A3», 1997.

 

Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспече­ния учебного процесса. В частности: в 4 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое осна­щение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использова­ние следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: ЭЭ, элек­тронная версия музеев мира.

 

Обучение изобразительному искусству в 4 классе на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей:

 

- тактичное, тонкое проникновение наших убеждений через искусство вглубь личности ребёнка, через его чувства – восторг, радость, ненависть, презрение – в сознание!

 

- формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;

 

- познание  окружающего мира, видение  в нем красоты, действительности;

 

- развитие изобразительных способностей, творческого воображения, пространственного мышления;

 

- воспитание интереса и любви к искусству:

 

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. каждый народ – художник. Истоки искусств твоего народа (8 ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

-        Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, кисти, мелки.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

-        Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей.

Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материал: бумага, картон, пластилин, ножницы, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей этнографических музеев.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

-        Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая, тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд: слайды из серий "Этнографические музеи", "Русское народное искусство", "Деревянное зодчество Руси".

Музыкальный ряд: В.Белов "Лад".

-        Деревня – деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

-        Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Традиционная одежда это выражает. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве могучей силы и доброты – добрый молодец. В образе женщины понимание ее красоты всегда выражает способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота – тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы – счастья (лебедушка).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно (наклеивает в панно группа главного художника). Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не напоминать выставку одежд. При дополнительных уроках – изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной "деревни".

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, репродукции работ художников: И.Билибина, И.Аргунова, А.Венецианова, М.Врубеля и др.

Литературный ряд: фрагменты из былин, русских сказок, отрывки из поэм Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Задание на дом: найти изображение мужских и женских образов труда и праздника.

-        Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно или листы бумаги, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев, К.Юон, Ф.Малявин, произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И.Токмакова "Ярмарка".

Музыкальный ряд: Р.Щедрин "Озорные частушки", Н.Римский-Корсаков "Снегурочка".

Тема 2. Древние города нашей земли (7 ч)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

-        Древнерусский город – крепость 

Задание: изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Материалы: согласно выбранному варианту задания.

-        Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика. Постройка из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей, пластилин, стеки.

Зрительный ряд: В.Васнецов, И.Билибин, Н.Рерих, слайды "Прогулка по Кремлю", "Соборы Московского Кремля".

-        Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение "постройки" древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

-        Древнерусские воины – защитники

Изображение древнерусских воинов княжеской дружины. Одежда и оружие.

Материалы: гуашь, бумага, кисти.

Зрительный ряд: И. Билибин, В. Васнецов, иллюстрации к детским книгам.

-        Древние города Русской земли

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль и другие.

Знакомство со своеобразием разных древних городов. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: для графической техники – мелки, для монотипии или живописи – гуашь, кисти.

-        Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И. Билибин, А.Рябушкин репродукции картин.

-        Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам.

Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила".

Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков.

Тема 3. Каждый народ – художник (10 ч)

"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

-        Образ художественной культуры Древней Греции

Урок 1 – древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является "мерой всех вещей"). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивноразвитым человеком – особенность миропонимания людей Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Урок 2 – гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической ("мужественной") и ионической ("женственной") ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Изображение образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Урок 3 – древнегреческие праздники (панно). Это могут быть олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, слайды произведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

-        Образ художественной культуры Японии

Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ...

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения, фигуры.

Коллективное панно "Праздник цветения сакуры" или "Праздник хризантем". Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа "главного художника" работает над фоном.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры Утамаро, Хокусаи – женские образы, пейзажи; слайды современных городов.

Литературный ряд: японская поэзия.

-        Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно "Праздник цехов ремесленников на городской площади" с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.

-        Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка, беседа – закрепление в сознании детей темы четверти "Каждый народ – художник" как ведущей темы всех трех четвертей этого года. Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных миров. Наши три "Брата-Мастера" именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не изучением, заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах – помогать осознанию того, почему постройки, одежды, украшения такие разные.

Тема 4. Искусство объединяет народы (9 ч)

Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

-        Все народы воспевают материнство

У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные и общие всем людям. Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, их ласку, их отношение друг к другу.

Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти.

Зрительный ряд: "Владимирская Богоматерь", Рафаэль "Сикстинская мадонна", М.Савицкий "Партизанская мадонна", Б.Неменский "Тишина", и др.

Музыкальный ряд: колыбельная.

-        Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь (пастель), бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты Рембрандта, автопортреты В.Тропинина, Леонардо да Винчи, Эль Греко.

-        Сопереживание – великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Задание: рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд: С.Ботичелли "Покинутая", Пикассо "Нищие", Рембрандт "Возвращение блудного сына".

Литературный ряд: Н.Некрасов "Плач детей".

-        Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения искусства – живописи, скульптуры, музыки, литературы – посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою по выбору автора (ребенка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX вв.

-        Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях.

-        Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей, учителей. Обсуждение.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т.д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

 

 

Ожидаемые результаты:

Обучение изобразительному искусству должно привести к пониманию учащимися действительности в окружающем мире.

 

Видеть красоту в изображаемых объектах, передавать в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов.

 

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- познания окружающего мира;

- эстетического осмысления действительности;

- соблюдения преемственности в системе межпредметных связей,

- развития своих творческих и художественных  возможностей;

 

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса (базовый уровень)                                                                                                             должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России;
  • известные центры народных художественных ремесел России;

должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  •     узнавать произведения выдающихся отечественных художников;
  •      применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной          творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

учащиеся должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  •      для самостоятельной творческой деятельности
  •      обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  •      оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.
  •      владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

 

Список методической литературы

1.  Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. -СПб.: Каро, 2004.

  1. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: Линка-Пресс, 1997.
  2. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. -М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
  3. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
  4. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М: Агар, 1988.
  5. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. -М.: Просвещение, 2003.
  6. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.
  8. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
  9. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.
  10. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. -М.: Просвещение, 1995.
  11. Ростовцев, Н. П. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. -М.: Агар, 1998.
  12. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. -Ижевск, 1992.
  13. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.
  14. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
  15. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. - М.: Агар, 1998.

 

 

Учебно-тематический   план

 

Содержание тем

I

9 ч.

II

7 ч

III

10 ч.

IV

8 ч.

Всего

Искусство твоего народа

9

2

-

-

11ч.

 

Искусство народов разных стран

-

3

-

-

5 ч.

 

Каждый народ - художник

-

2

10

2

12 ч.

Представление народов о духовной красоте человека

-

-

-

6

6 ч

Всего

9 ч.

7ч.

10ч.

8ч.

34 ч.

 

 

Выполнение программы

 

 

Количество часов по программе

Фактическое количество часов

Причины

невыполнения

Сроки исполнения

I четверть

9

 

 

 

II четверть

7

 

 

 

III четверть

10

 

 

 

IV четверть

8

 

 

 

год

34

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Таблицы по рисованию в начальной школе.

2. Методическое пособие по планированию уроков ИЗО в 4 классе.

Н.Б.Неменского. «Дрофа» 2007 г.

3. Учебник по ИЗО для 4 класса по программе Н.Б.Неменского «Дрофа» 2007 г.

4. Картины художников для беседы с учащимися.


Тематическое планирование

4  к л а с с

№ п/п

Система

уроков

Дата проведения

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Р а з д е л  1. каждый народ – художник. истоки родного искусства (8 часов)

Цель: развивать способности к восприятию красоты родного края, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению знаний об архитектуре, дизайне, формированию коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенции

1–3

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир.

Ц е л ь: развивать способности

к эмоционально-ценностному восприятию природы, подвести учащихся к выводу о богатых

исторических традициях русского народа

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная

Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы.

Уметь нарисовать пейзаж по памяти

Знать устройство русской избы, украшение избы.

Уметь создать образ избы (коллективная работа)

Уметь

находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Слайды: деревянные ансамбли (Кижи), репродукции картин И. Левитана, К. Коровина; стихи С. Есенина

4–6

Образ красоты человека.

Ц е л ь: развивать способности

к воображению, дать представление о характерных особенностях облика русской красавицы

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная, групповая

Иметь представление

о красоте русского человека, традиционной народной одежде.

Уметь создать женский, мужской, народный образ

Знать характер сельского труда, образы, связанные с ним, роль головного убора, украшения в народном костюме.

Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин А. Веницианова,

М. Врубеля, В. Сурикова, В. Васнецова

7

Народные праздники.

Ц е л ь: сформировать представление о роли народных праздников

в жизни людей; научить создавать коллективное панно «Праздник»

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная

Иметь представление

о своеобразии русской природы, деревенской местности, ее жителях, специфике их труда

Знать календарные праздники, способ работы с композицией

Уметь находить нужную информацию

Репродукции картин

Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина;

8

Народные праздники.

Ц е л ь: продолжить работу над коллективным панно «Праздник»

 

Практикум

 

Индивидуальная,

парная, групповая

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, акварель)

Уметь применять выразительные средства для  реализации своего замысла в рисунке

Уметь находить нужную информацию

музыкальное оформление: частушки,

Н. А. Римский-Корса-

ков, фрагменты опер

Р а з д е л  2. Древние города нашей земли (7 часов)

1

Древнерусский город-крепость.

Ц е л ь: вызвать интерес к устройству города-крепости; развивать чувство пропорции, познакомить с понятиями вертикаль, горизонталь

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. 

Уметь изобразить крепостные башни, ворота

Знать понятия вертикаль, горизонталь.

Уметь изобразить город-крепость на фоне пейзажа

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции картин

А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского города

2

Древние соборы.

Ц е л ь: познакомить с архитектурой древнего каменного храма, закрепить навыки видеть пропорции

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать особенности соборной архитектуры, пропорции соборов.

Уметь объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе)

Знать конструкцию, символику частей храма, украшения храма.

Уметь выполнять групповую работу по постройке храма (бумагопластика)

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции картин

А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: соборы Московского кремля, соборы Новгорода

3

Древний город и его жители.

Ц е л ь: вызвать интерес к устройству внутреннего пространства Кремля, познакомить с древними русскими городами

и их жителями

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать организацию внутреннего пространства Кремля.

Уметь моделировать жилое наполнение города

Знать строение и конструктивные особенности кремля, торгового посада.

Уметь завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Кн. 11, 12, 13, 15, репродукции картин Н. Рериха,

А. Васнецова

4

Древнерусские воины-защитники.

Ц е л ь: вызвать интерес к познанию образа жизни князя и его дружины; развивать образное

воображение учащихся, навыки

и чувство пропорции

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, как жили князь и его люди, как одевались.

Уметь изобразить древнерусских воинов

Знать различия в жизни князя с дружиной и торгового люда.

Уметь изобразить князя, торговый люд

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции И. Билибина В. Васнецова,  иллюстрации к былинам

и русским сказкам

5–6

Города Русской земли. Узорочье теремов.

Ц е л ь: подвести учащихся к выводу о богатой  и великой истории русских городов; познакомить со способами передачи пространства

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий.

Уметь отличать эти города

Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов.

Уметь изобразить живописно или графически древнерусский город

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изображением древних городов, ЭЭ, ПК

7

Праздничный пир в теремных палатах.

Ц е л ь: обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения города, используя пропорции, композиции, цвет

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Беседа, вхождение в контекст проблем ученика

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Уметь изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир»

Знать стилистическое единство архитектуры

и костюмов людей.

Уметь создать коллективное аппликационное панно «Княжеский пир»

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка

А. Римского-Корсакова, М. Глинки

Р а з д е л  3. Каждый народ – художник (10 часов)

1–3

Страна восходящего солнца (Япония).

Ц е л ь: вызвать интерес учащихся к культуре зарубежных стран; познакомить с особенностями изображения, украшения и постройки в искусстве Японии

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать особенности легких конструкций, построек в Японии.

Уметь сравнивать бытовую постройку и храм-пагоду

Знать особенности японской культуры: графичность, хрупкость.

Уметь изобразить природу через детали (ветка, трава)

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им.

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Японское искусство, фото, ЭЭ, ПК

4–6

Образ художественной культуры Древней Греции.

Ц е л ь: вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения художественной культуры Древней

Греции; закрепить навыки передачи пространства цветом; создать панно «Древнегреческий праздник»

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать значение искусства Древней Греции, образ греческой природы,

Акрополь

Уметь изобразить греческий храм

Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира

Уметь изобразить олимпийских спортсменов, работать над панно в группе

Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры,

вазописи; работы учащихся, ЭЭ, ПК

7–9

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Ц е л ь: развивать навыки умения вырезать и склеивать бумагу (бумагопластика); подготовить к итоговому уроку

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи.

Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объемные формы

Знать сословное разделение людей, средневековые готические костюмы (вертикальные линии, удлиненные пропорции).

Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями

 

ЭЭ, ПК. Слайды с изображением средневековых городов, старинные шпалеры, кн. 4, 6, 8, 9, 15

10

Обобщение темы четверти.

Ц е л ь: закрепить умение работы в стиле бумагопластики; подготовить выставку работ учащихся; создать коллективное панно

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Иметь общее представление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия).

Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия

 

ЭЭ, ПК, кн. 4, 6, 15

Р а з д е л  4. Искусство объединяет народы (9 часов)

1–2

Все народы воспевают материнство.

Ц е л ь: подвести учащихся к выводу о едином для всех народов понимании эстетических категорий красоты и безобразия в явлениях жизни, в искусстве

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. 

Уметь изобразить мать

и дитя

Знать, как в разные времена разные народы воспевали материнство.

Уметь самостоятельно изобразить маму (живописно)

Уметь находить нужную информацию

и пользоваться ею

ЭЭ, ПК; тематическая подборка репродукций мадонн Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен

3

Все народы воспевают мудрость старости.

Ц е л ь: развивать чувство сопереживания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что красота – это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, дедушки.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку

Знать, что красота старости – в мудрости.

Уметь изобразить старое дерево, животное, используя цвет, колорит

Уметь находить справочно-информационный материал по теме

и пользоваться им

Репродукции картин Рембрандта,

Леонардо

да Винчи,

В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына»

4–5

Сопереживание – великая тема искусства.

Ц е л ь: активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учить выражать сочувствие чужому горю, чужому страданию

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п., что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека.

Уметь изобразить рисунок с драматическим сюжетом

Знать, что героическая тема в искусстве важна и занимает большое место.

Уметь создать эскиз

на тему подвига

 

Репродукции памятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы

6

Герои, борцы и защитники.

Ц е л ь: закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения  передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета

 

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Упражнения, лекция,

беседа, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать героев Сталинградской битвы: М. Паникаху, С. Филиппова,

и др.

Уметь выполнить памятник в технике аппликации

Знать основные памятные события, связанные со Сталинградской битвой.

Уметь выполнить коллективную работу на военную тему

Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им

Изображения основных скульптур города; репродукции портретов детей В. Тропинина,

З. Серебряковой; лучшие работы учащихся за год, музыкальные записи песен о Родине, детстве

7–9

Юность и надежды. Искусство народов мира.

Ц е л ь: расширить возможности восприятия красоты человека; подвести итог работы учащихся

за год

 

Индивидуальная,

парная, групповая

Знать о воплощении темы детства и юности в искусстве всех народов.

Уметь изобразить радость детства  с помощью коллективного коллажа

Знать основные сюжеты и темы детства, юности.

Уметь выполнить коллективный коллаж, самостоятельно подобрать его сюжет, построить композицию